Блог /Менеджер по маркетплейсам
По данным исследований РБК 54,4% работающего населения России предпочитает “ходить за покупками” в интернет-магазины. Покупки в режиме онлайн удобнее, а цены, как правило, ниже, чем в офлайн-магазине. Можно быстро найти нужный товар и сравнить цены у разных продавцов, почитать отзывы о товаре и подобрать для себя оптимальный и выгодный вариант.
В связи с ростом интернет-торговли все больше предпринимателей выставляют свои товары на торговых интернет-площадках. Чтобы справиться с конкуренцией, владельцы бизнеса обращаются за помощью к digital-специалистам в сфере онлайн-торговли — маркетплейс-менеджерам.
По данным исследований РБК 54,4% работающего населения России предпочитает “ходить за покупками” в интернет-магазины. Покупки в режиме онлайн удобнее, а цены, как правило, ниже, чем в офлайн-магазине. Можно быстро найти нужный товар и сравнить цены у разных продавцов, почитать отзывы о товаре и подобрать для себя оптимальный и выгодный вариант.
В связи с ростом интернет-торговли все больше предпринимателей выставляют свои товары на торговых интернет-площадках. Чтобы справиться с конкуренцией, владельцы бизнеса обращаются за помощью к digital-специалистам в сфере онлайн-торговли — маркетплейс-менеджерам.
Кто такой менеджер по маркетплейсам?
Менеджер по маркетплейсам — это специалист, отвечающий за полноценную и стабильную работу онлайн-магазина на торговой интернет-площадке — маркетплейсе (marketplace). Профессиональный менеджер непрерывно анализирует рынок, формирует и координирует поставки, продвигает товар, бренд или услугу. Разбирается в тонкостях конкретных торговых интернет-ресурсов и способен трансформировать любую услугу или товар в востребованный и желаемый.
Востребованность профессии
Как видно на диаграмме, составленной на основе статистических данных hh.ru, на начало 2018 года менеджеры маркетплейсов практически не требовались, а на июнь 2022 года размещено 3000+ вакансий “Менеджер маркетплейсов”.

На сегодняшний день на одном только Wildberries зарегистрировано 207000+ магазинов, и по мнению аналитиков эта цифра вырастет до 5 млн в ближайшие 2-5 лет. Каждому из продавцов требуется менеджер, поэтому перспективы профессии на лицо.
Заработок маркетплейс-менеджера
Говоря простым языком, заработная плата специалистов очень привлекательна. Профи своего дела никогда не сидят без работы и получают в среднем 50-80’000 рублей в месяц. Заработок напрямую зависит от квалификации и работоспособности, может достигать 170-300’000 руб/мес и выше.

Крупные компании готовы платить “приличные” деньги за качественную работу, ведь от качества работы маркетплейс-менеджера зависит успех и доход компании.
Обязанности профессионала
В сети интернет количество предложений по обучению маркетплейс менеджменту просто огромно, и большинство предлагает в сжатые сроки освоить профессии и начать зарабатывать 50000 в месяц, уделяя работе всего 2-3 часа в день. Здравомыслящим людям стоит обходить стороной такие объявления, так как стать востребованным специалистом на самом деле не просто — потребуются знания и навыки продаж, аналитический склад ума, творческая и коммерческая “жилка” и конечно трудолюбие, стрессоустойчивость и так далее.
Другими словами маркетплейс-менеджер — это смесь из контент- и бренд-менеджера, smm-специалиста, аналитика, маркетолога, логиста и т. п.
Профессионал своего дела способен работать за десятерых, а именно:
Менеджер не меньше поставщика, а как правило и больше, переживает за каждый факт спада продаж, и наоборот — радуется увеличению прибыли.
Другими словами маркетплейс-менеджер — это смесь из контент- и бренд-менеджера, smm-специалиста, аналитика, маркетолога, логиста и т. п.
Профессионал своего дела способен работать за десятерых, а именно:
- Работать 24/7 — мозг менеджера круглосуточно думает об повышении продаж, новых способах привлечения клиентов и увеличении прибыли. Не выбиться из графика ему помогает составленный план на месяц и разбитый на недели и дни. Поэтому заработать приличные деньги мамочкам в декрете за пару часов в день не имеет отношения к реальности.
- Один за всех — способен заменить целую команду профильных специалистов. Формирование карточек товара — лишь четверть работы. 75% времени уходит на изучение алгоритмов разных маркетплейсов и разработку стратегий продвижения для каждой из них. Профи берет на себя обязанности seo- и smm-специалиста, бренд-менеджера, маркетолога, контент-менеджера, аналитика, за исключением спецов по визуалу.
- Подкован в продвижении — умеет не просто составить описание товара, а собрать семантическое ядро для каждой из них и выполнить кластеризацию запросов. Семантика для маркетплейсов отличается от классической, поэтому SEO его прямая обязанность.
- Аналитика и математика — исследует особенности ниши, изучает новые товары, оценивает конкурентов и анализирует внутренние бизнес-процессы. Аналитика без умения работать с цифрами бесполезна, поэтому неопытные менеджеры могут принести бизнесу серьезные убытки.
- Разбирается в товарной матрице — умеет работать с перечнем товарных позиций, разделенных на ассортиментные группы:
- базовый товар — приносит до 80% прибыли;
- сопутствующие товары — увеличивают средний чек;
- альтернативные товары, если основной ушел out of stock;
- комплексные решения.
- Всегда в курсе новых трендов — следит за новостями в сфере e-commerce, оперативно реагирует на нововведения и адаптирует бизнес под изменения.
- Планирует поставки — в работе ориентируется на сроки производства, товарно-оборотный период, географию покрытия складов, выходные и праздничные дни, а также учитывает бюджетные средства.
- Работает с документами — разбирается в такой документации, как:
- декларации и сертификаты соответствия;
- отказные письма;
- лицензионный договор;
- договор на дистрибуцию;
- разрешение на продажу товара от правообладателя.
- Всегда «online» — от этого зависит успех проекта. Настоящий профи всегда остается на связи: постоянно общается с таргетологами, web-дизайнерами, seo-специалистами, фотографами и другими людьми.
- Отвечает за результат — итоговый результат лежит полностью на плечах маркетплейс-менеджера. Голова специалиста всегда забита мыслями об эффективном сотрудничестве с поставщиком, увеличении продаж и прибыли. Брать ответственность за то или иное действие на себя, невзирая на рекомендации поставщика — норма для этой профессии.
Менеджер не меньше поставщика, а как правило и больше, переживает за каждый факт спада продаж, и наоборот — радуется увеличению прибыли.
Личные качества и специальные навыки, которые помогут стать маркетплейс-менеджером
Квалифицированный и опытный специалист обязательно обладает следующими качествами:
При недостатке каких-либо знаний будущий специалист должен быстро впитывать новую информацию и применять ее на практике.
- высокая стрессоустойчивость;
- внимательность к деталям;
- умение работать в команде;
- самоорганизация и дисциплина;
- умеет разделять и концентрироваться на основных и второстепенных задачах;
- имеет аналитический склад ума и стратегическое мышление.
При недостатке каких-либо знаний будущий специалист должен быстро впитывать новую информацию и применять ее на практике.
Как стать востребованным специалистом
Большинство онлайн-курсов, расположенных на первой странице выдачи, — это стильно завернутая информация за приличные деньги, которую можно найти самостоятельно и бесплатно. Но не вся она актуальна и достоверна. Тем более, что теорию обязательно нужно закреплять на практике, а без четкой обучающей системы здесь не обойтись.
Чтобы получение знаний не стало бессмысленным, стоит выбирать профессиональные курсы с последующим трудоустройством. На одних курсах дело не остановится, ведь практикующий маркетплейс-менеджер продолжает обучаться постоянно, а высшее профильное образование в сфере экономики и маркетинга будет большим плюсом.
Чтобы получение знаний не стало бессмысленным, стоит выбирать профессиональные курсы с последующим трудоустройством. На одних курсах дело не остановится, ведь практикующий маркетплейс-менеджер продолжает обучаться постоянно, а высшее профильное образование в сфере экономики и маркетинга будет большим плюсом.
Как выбрать курсы
Если вы твердо решили пройти обучение, то не спешите покупать первые попавшиеся и “красивые” программы. Сравните несколько вариантов между собой, обращая внимание на следующие моменты:
По окончании курсов выдается именной сертификат в электронном или бумажном виде.
- актуальность — на каждом маркетплейсе постоянно вводятся обновления и изменения;
- длительность программы — оптимальная продолжительность курсов 2-3 месяца, поэтому слишком короткие двухнедельные программы бесполезны, а курсы длительностью 9-12 месяцев просто съедят ваш бюджет;
- правдивость — если спикеры обещают быстрый выход на высокий доход сразу после получения сертификата, стоит насторожиться. Вход в профессию достаточно долог, и выйти на стабильный заработок получится только постоянно обучаясь и практикуясь;
- онлайн-практика — практика в личном кабинете электронной платформы поможет наработать бесценный опыт.
По окончании курсов выдается именной сертификат в электронном или бумажном виде.
Карьерный рост маркетплейс-менеджера
Став со временем профессионалом и имея за плечами наработанный опыт и знания, можно двигаться дальше:
Можно переквалифицироваться в частного консультанта по продвижению бизнеса или основать собственный бренд, товар или услугу.
- выйти на более крупного поставщика;
- стать главой отдела менеджмента;
- выйти на международные площадки;
- создать консалтинговое агентство;
- разработать собственную школу или курсы повышения квалификации.
Можно переквалифицироваться в частного консультанта по продвижению бизнеса или основать собственный бренд, товар или услугу.
Достоинства и недостатки профессии
Несмотря на привлекательный заработок специалистов, у маркетплейс-менеджера, как и у каждой профессии, есть свои достоинства и особенности. Для удобства покажем их в виде таблицы:

Современные владельцы бизнесов все чаще трансформируют свое дело в интернет, ведь реализация товаров и услуг онлайн становится все понятнее и проще. Компания Digital Kit поможет выйти Вашему бизнесу на маркетплейсы, подберет и научит работать сотрудников с каждой торговой интернет-площадкой в отдельности для максимально быстрого увеличения продаж и прибыли.